Не пропусти
Главная » Мой ребенок » Задержка психического развития у детей: причины, классификация, лечение

Задержка психического развития у детей: причины, классификация, лечение

Задержка психического развития у детей: причины, симптомы, лечение

Задержка психического развития у детей (заболевание часто обозначается как ЗПР) — медленный темп совершенствования некоторых психических функций: мышления, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, который отстаёт от общепринятых норм для конкретного возраста.

Заболевание диагностируется в дошкольном или младшем школьном периоде. Чаще всего обнаруживается на предварительном тестировании перед поступлением в школу. Выражается в ограниченности представлений, нехватке знаний, неспособности к интеллектуальной деятельности, преобладании игровых, чисто детских интересов, незрелости мышления. В каждом индивидуальном случае причины заболевания бывают разными.

Задержка психического развития у детей: причины, классификация, лечение

В медицине определяются разные причины задержки психического развития у детей:

  • патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
  • недоношенность;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия при родах;
  • инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы при родах;
  • отставание от сверстников в физическом развитии;
  • соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
  • поражение отдельных участков центральной нервной системы.



  • ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
  • психические травмы;
  • неблагоприятные условия жизни;
  • педагогическая запущенность.

В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.

Задержка психического развития у детей: причины, классификация, лечение

В медицине есть несколько классификаций (отечественных и зарубежных) задержки психического развития у детей. Самые известные — М. С. Певзнер и Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, П. П. Ковалёва. Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской.

  1. Конституциональная ЗПР определяется наследственностью.
  2. Соматогенная ЗПР приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая астения и др.
  3. Психогенная ЗПР определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.
  4. Церебрально-органическая ЗПР наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз, вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые травмы и пр.).



Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и симптоматикой и курсом лечения.

С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности при подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезни можно заметить раньше. К ним могут относиться:

  • отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены, самостоятельная еда);
  • нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общих играх, это должно насторожить взрослых;
  • нерешительность;
  • агрессивность;
  • тревожность;
  • в период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить.

При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и признаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их комбинация. Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего отсталость является достаточно заметной. Окончательный диагноз ставится детским неврологом при целенаправленном или профилактическом осмотре.

Если к окончанию младшего (4 класс) школьного возраста признаки ЗПР остаются, врачи начинают говорить либо об умственной отсталости (УО), либо о конституциональном инфантилизме. Эти заболевания отличаются:



  • при УО психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет необратимый характер, при ЗПР всё исправимо при надлежащем подходе;
  • дети с ЗПР отличаются от умственно отсталых способностью использовать помощь, которая им оказывается, самостоятельно переносить её на новые задания;
  • ребёнок с ЗПР пытается понять прочитанное, тогда как при УО такое желание отсутствует.

При постановке диагноза не нужно опускать руки. Современная психология и педагогика могут предложить комплексную помощь таким деткам и их родителям.

Задержка психического развития у детей: причины, классификация, лечение

Практика показывает, что дети с задержкой психического развития вполне могут стать учениками обычной общеобразовательной школы, а не специальной коррекционной. Взрослые (педагоги и родители) должны понимать, что трудности обучения таких детей в самом начале школьной жизни — вовсе не результат их лени или нерадивости: они имеют объективные, достаточно серьёзные причины, которые должны быть совместно и успешно преодолены. Таким детям должна быть оказана комплексная помощь родителей, психологов, педагогов.

Она включает в себя:

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • занятия с психологом и сурдопедагогом (который занимается проблемами обучения детей);
  • в отдельных случаях — медикаментозную терапию.



Многим родителям трудно принять тот факт, что их ребёнок в силу особенностей своего развития будет обучаться медленнее остальных детей. Но это нужно сделать, чтобы помочь маленькому школьнику. Родительские забота, внимание, терпение вкупе с квалифицированной помощью специалистов (педагога-дефектолога, врача-психотерапевта) помогут обеспечить ему целенаправленное воспитание, создать благоприятные условия для обучения.

Церебролизин стимулирует работу головного мозга, улучшает память и мозговую деятельность. Дочери выписывает врач регулярные курсы лечения этим препаратом, я вижу улучшения. Но и конечно роль родителей имеет большое значение в процессе развития и адаптации таких детей.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Почему полезно носить ребенка на руках

Почему полезно носить ребенка на руках Ни один человек на свете не способен понять кроху лучше, чем вы. Научитесь прислушиваться к себе, материнский инстинкт подскажет, как поступить в той или иной ситуации.

Ребенок холерик – особенности развития и воспитания

Ребенок холерик – особенности развития и воспитания Данный тип темперамента у детей можно распознать буквально с пеленок. Ребенок холерик достаточно сильно выделяется своим поведением.

Ребенок меланхолик – особенности развития и воспитания

Ребенок меланхолик – особенности развития и воспитания Ребенка с подобным типом темперамента очень легко определить по его поведению. Он очень тихий, послушный и отзывчивый.

Уход за кожей ребенка

Уход за кожей ребенка Ребенок узнает маму не только по голосу или запаху, но и по прикосновениям. Если на коже появится какое-либо раздражение или воспаление, эти ощущения могут стать неприятными или даже болезненными.

Нужны ли ребенку ходунки

Нужны ли ребенку ходунки Ребенку, который только-только научился вставать на ноги, очень нравится ходить по дому и на улице. Естественно с помощью мамы или папы, сам-то он еще не умеет.

Ребенок флегматик – особенности развития и воспитания

Ребенок флегматик – особенности развития и воспитания В отличие от активного сангвиника, ребенок флегматик очень спокоен. Даже переключение с одного вида деятельности на другой происходит несколько затруднительно.

Ребенок сангвиник – особенности развития и воспитания

Ребенок сангвиник – особенности развития и воспитания Если ваш ребенок – сангвиник, приготовьтесь к тому, что он будет слишком эмоциональным и впечатлительным.

Проблемы личностного развития у ребенка

Проблемы личностного развития у ребенка Некоторые семьи сталкиваются с ситуацией, когда ребенок хорошо развивается интеллектуально, у него нет проблем с физической активностью, креативен, но имеет проблемы с личностным развитием.

Выбираем одежду для ребенка

Выбираем одежду для ребенка Сейчас в магазинах просто огромный выбор одежды для ребенка. Она красивая, яркая, декорированная замысловатыми узорами. В общем даже самый требовательный покупатель обязательно что-нибудь подберет.

Как избежать конфликтов в семье после рождения ребенка?

Как избежать конфликтов в семье после рождения ребенка? После рождения ребенка у молодой семьи начинается новая жизнь. Теперь вы не только муж и жена, но еще папа и мама.

Как наладить отношения с ребенком

Как наладить отношения с ребенком Как и любая любящая мама, вы стремитесь стать своему ребенку не только заботливым родителем, но и верным другом, чтобы можно было вместе делить радости и печали.

Как научить ребенка есть самостоятельно?

Как научить ребенка есть самостоятельно? Наблюдайте за поведением малыша за столом. Если кроха проявляет интерес к взрослой пище и пытается взять ложку, из которой вы его кормите – это значит, что он готов учиться есть самостоятельно.

Как выбрать имя для ребенка?

Как выбрать имя для ребенка? В древние времена верили, что имена обладают магической силой и не только отражают характер человека, но и определяют его судьбу. Поэтому новорожденному обычно давали 2 имени.

Грудничковое плавание – занятия для продвинутых родителей

Грудничковое плавание – занятия для продвинутых родителей Грудничковое плавание вызывает весьма противоречивые мнения среди молодых мамочек. Одни категорически против, причем не только плавания, но и различных обучающих методик, закаливания детей, гимнастик, другие – поддерживают практически любые эксперименты.

Собака ревнует к ребенку: что делать?

Собака ревнует к ребенку: что делать? До поры до времени собака была единственным любимцем в доме, и вот появляется новый член семьи, который теперь становится центром всеобщего внимания.

Папа и ребенок: крепкая дружба

Папа и ребенок: крепкая дружба Каждый папа мечтает о том, чтобы отношения с сыном или дочкой были дружественными и доверительными. Чтобы ребенок делился всеми радостями и переживаниями, а не замыкался в себе.

Как сказать ребенку о разводе?

Как сказать ребенку о разводе? Надеюсь, вы не считаете, что развод родителей никоим образом не относится к ребенку. Потому что это большая сказка, которой взрослые пытаются себя успокоить.

Уход за кожей после родов

Уход за кожей после родов Беременность и роды – это сложный период для всего организма женщины. Он испытывает огромную нагрузку, которая может отразиться и на здоровье, и на внешности.

Как нужно встречать жену из роддома – советы будущим папам

Как нужно встречать жену из роддома – советы будущим папам Во время беременности супруг, заботливым мужьям даже думать некогда о том, как встретить их из роддома, и так хлопот невпроворот.

Папа в декрете – повод для насмешек или герой?

Папа в декрете – повод для насмешек или герой? В нашей стране сформировалось устойчивое мнение, что папа в декрете – это большая редкость, чуть ли не подвиг.

Декретный отпуск для мужчин

Декретный отпуск для мужчин Декретный отпуск для мужчины считается противоестественным и не престижным. Обычно только обстоятельства могут заставить папу его оформить.

Ребенок влюбился…

Ребенок влюбился… Вы считаете, что малыш еще слишком маленький и не готов ко взрослым чувствам и отношениям? Вы ошибаетесь. Поверьте, если ребенок влюбился – это серьезно. Первая любовь возникает, как гром среди ясного неба, когда никто даже не думал о таком повороте событий.

Как ребенку обращаться к отцу

Как ребенку обращаться к отцу Большинство родителей даже не задумываются над такими мелочами, как сложилось в семье, так и происходит. Тем не менее, иногда можно услышать обсуждение вопроса: как ребенку обращаться к отцу.

Развитие мышления у ребенка раннего возраста

Развитие мышления у ребенка раннего возраста На втором году жизни у ребенка появляется очень много важных задач. В процессе игр он постоянно узнает что-то новое о предметах и различных природных явлениях.

Рейтинг@Mail.ru