Не пропусти
Главная » Мой ребенок » Задержка речевого развития у детей: причины, симптомы, методы лечения

Задержка речевого развития у детей: причины, симптомы, методы лечения

Задержка речевого развития у детей: симптомы и лечение

Что такое задержка речевого развития у детей и как она выявляется, должен представлять каждый родитель. Чем раньше заболевание будет диагностировано, тем успешнее пойдёт лечение и тем оптимистичнее будут прогнозы на будущее развитие малыша.

ЗРР — сложное заболевание, причины которого зачастую так и остаются невыясненными. Чаще всего оно определяется уже до четырёх лет, представляет собой существенное отставание для данного возраста от речевой нормы.

Задержка речевого развития у детей: причины, симптомы, методы лечения

Такое серьёзное заболевание само не возникает: существуют причины задержки речевого развития, определяемые различными отклонениями. Это могут быть:

  • патологии внутриутробного развития;
  • родовые травмы;
  • повышенное внутричерепное давление у ребенка;
  • дислексия в результате генетической предрасположенности;
  • психические расстройства;
  • физические травмы;
  • снижение слуха;
  • заболевания головного мозга;
  • недоразвитость мускулов рта и лица.

Если причины задержки речевого развития остаются невыясненными, это затрудняет курс лечения, так как провоцирующий фактор при этом продолжает работать. Поэтому ребёнку с ЗРР необходимо комплексное обследование. Только так врачи могут поставить чёткий диагноз. Но как выявить заболевание на ранних этапах?



Задержка речевого развития у детей: причины, симптомы, методы лечения

Существуют определённые симптомы и признаки задержки речевого развития, которые можно выявить уже в самом раннем возрасте. Для этого родителям рекомендуется ознакомиться с возрастными нормативами развития речи:

  • 4 месяца: активная реакция на обращение взрослых — улыбка, плач, агукание;
  • 9–12 месяцев: попытки выговорить простые буквенные сочетания (на-на-на, ба-ба-ба и др.);
  • 12–18 месяцев: реакция на имена родных и слова, которые обозначают окружающие предметы;
  • 1,5–2 года: самостоятельное составление простых словосочетаний и предложений (подлежащее + сказуемое), выполнение простых просьб («дай мячик», «принеси мишку» и др.);
  • 3–4 года: самостоятельное построение мини-предложений, чёткое, без дефектов произношение слов.

При обнаружении отклонений от указанных возрастных норм, это верный признак задержки речевого развития, с которым нужно обязательно обратиться к специалисту — психологу, неврологу, логопеду. Только они могут точно определить, стоит ли беспокоиться, и дадут профессиональные советы по лечению и профилактике заболевания.



Комплексная диагностика задержки речевого развития у детей предполагает самые различные обследования:

  • сурдолог оценивает слух и выявляет его проблемы;
  • проводится возрастное тестирование: тест для выявления уровня психомоторного развития (денверский), по шкале раннего речевого развития, по шкале Бейли (оценка развития новорождённых);
  • беседа с родителями выявляет способы общения ребёнка с ними;
  • определяется моторика мышц лица, если есть затруднения при грудном вскармливании и наблюдается неспособность малыша повторять языком движения;
  • сравнение воспроизведения и понимания речи;
  • выясняется стимуляция речевого развития посредством анализа сведений о домашнем воспитании ребёнка, его окружении, которое должно помогать ему общаться.

Диагностика ЗРР предполагает выяснение причин задержки, а для этого необходимо пройти таких специалистов, как невропатолог, логопед, психиатр, детский психолог. В ряде случаев требуются анализы работы головного мозга — ЭКГ, МРТ, ЭХО-ЭГ и пр.

При своевременном выявлении (до двух лет) лечение задержки речевого развития при совместных усилиях родителей и лечащего врача заканчивается успешно.

Задержка речевого развития у детей: причины, симптомы, методы лечения



Ошибочно считать, что при этом будет достаточно логопедических занятий. Данный специалист может ставить произношение букв и звуков, тогда как коррекция подразумевает комплексное лечение у различных специалистов.

При ЗРР нередко назначаются медикаментозные препараты различного действия, которые помогают восстановить речь. Кортексин, нейромультивит, актовегин, лецитин выступают в роли «активного питания» для нейронов мозга. Когитум — препарат, «подхлестывающий» деятельность речевых зон. Лекарства исключают самолечение и назначаются только неврологом или психиатром.

Магнитотерапия и электрорефлексотерапия выборочно восстанавливают работу центров головного мозга, которые отвечают за дикцию, речевую активность, словарный запас, интеллектуальные способности. Однако у электрорефлексотерапии немало противопоказаний: судорожный синдром, эпилепсия, психические расстройства.

Индивидуально для каждого ребёнка могут быть выбраны дельфинотерапия или иппотерапия.

Лекарственная помощь оказывается нерезультативной при отсутствии вспомогательного педагогического воздействия. Дефектолог корректирует (исправляет и ослабляет) негативные тенденции развития, предупреждает возникновение вторичных отклонений и трудностей. Он использует для этого наглядные, технические, практические средства реабилитации, регулярно проводит с детьми игровые занятия по индивидуальному плану. Для лечения общей методики нет: помочь может только индивидуальный подход.



При задержке речевого развития у детей логопедический массаж — очень эффективная процедура, когда специалист воздействует на определённые точки языка, губ, щёк, рук, мочек ушей. В зависимости от индивидуальных показателей, могут назначить зондовый массаж Новиковой, массаж по Краузе, Дьяковой, Приходько.

Дефектолог и родители дома должны выполнять с ребёнком игровые упражнения, направленные на развитие лицевых мышц, подвижности языка, слухового аппарата. Песенки, звукоподражания, сказкотерапия, скороговорки, артикуляционная гимнастика для лица, упражнения для мелкой моторики рук — разработок очень много, ими нужно пользоваться, выбирать по совету специалистов и регулярно заниматься с малышом.

Родители при этом не должны оставаться в стороне и возлагать все надежды только на врачей. С таким ребёнком нужно заниматься не только ежедневно, а ежечасно, что требует немало времени и сил.

Последствия задержки речевого развития могут быть следующими:

  • отставание от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии;
  • увеличение этой разницы с годами;
  • трудности при обучении в школе: нередко встаёт вопрос о переводе ребёнка в коррекционную (вспомогательную) школу.

Гораздо легче предупредить заболевание, чем вылечить его. Поэтому родителям нужно как можно больше общаться с ребёнком уже с внутриутробного развития. Разговаривайте с ним, слушайте его, интересуйтесь его внутренним миром — дети, растущие в любви и заботе, редко испытывают трудности с развитием речи.



Моей дочери 2 года 10 мес. Говорит от силы слов 20. если длинные слова то проглатывает или начало или конец слова, словосочетания не говорит вообще. Невролог поставила ЗРР и прописала таблетки- магнелек и пантокальцин.

Какая ерунда тут написана по поводу эффективности лого. массажа при ЗРР! Потому что, если вы решили выучить иностранный язык, педагог не делает вам массаж языка, а постепенно приучает слушать, понимать чужую речь, обучает лексике, грамматике, даёт как можно больше практики в специально организованных учебных ситуациях и т.д. В случае, если у ребенка задержка речи, в первую очередь необходимо его обследовать и получить консультацию хорошего невролога и логопеда.

Если у ребёнка сформированы психологические предпосылки, он вступает в совместную деятельность со взрослым и способен подражать, значит, мы его можем обучать, применяя логопедические методики. Это главное условие для любого обучения и в том числе для проведения логопедической работы.

Если эти механизмы не сформированы или недостаточно сформированы, то требуется вмешательство психолога или адаптация логопедических методик, продление подготовительного этапа. В первую очередь необходимо стимулировать речь ребенка. Эта работа с соблюдением определённых правил проводится в процессе совместного взаимодействия с ребёнком в значимых для него видах деятельности: игровой, манипулятивной, изобразительно-графической и т.д.



Следующее направление: формирование речи: происходит собственно обучение речи в учебной ситуации через многократное повторение с использованием игровых приёмов и включением в коммуникативные ситуации.

Затем проводится коррекционная работа по исправлению речи.

С уважением, учитель-логопед 1 квалификационной категории, Екатерина Владимировна, г. Новокузнецк.

Добрый день! Подскажите куда можно обратиться . Моему ребенку 3.3 он не разговаривает. На своем языке что то лапочет. Мы живем в павлодаре.

Моему сыну почти 4 года, практически не говорил, но все понимал, все просьбы выполнял. Ребенок переживал, сильно. замкнулся. Я тогда уже сама настояла, чтобы нам выписали лекарство. и нам церебролизин в уколах врач назнчил. Проставили первый курс — 14 укольчиков, стал говорить простые слова, мама, папа, пойдем гулять и прочее. Через 5 месяцев повторили курс и ребенок разговорился)).

Сходите к невропатологу. Лучше если выпишут гомеопатическое лекарство. И конечно нужно заниматься развитием речи.

Нам 4,5 года. Мальчик. Живем в г. Харьков. Лечимся с 2-х лет. ходим в логопедический садик. Практически нет сдвигов. Подскажите куда обратиться с данной проблемой.

Нам 3 года, говорит очень мало, папа, мама, баба, ку-ку, дай, уйди, на, ко-ко, мяу, гав, длинные слова получается только несколько слогов произнести. Стоит ли нам забеспокоиться и обратиться к специалисту.

Нам 2.8, знает: звуки животных, мама, папа, дай, пока, ку-ку, а всё остальное — всё у него *аа-аа*



Здравствуйте, а если ребенок говорит, но понимаю его только я, то есть мама, это является задержкой? Ребенку 2,2

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Развитие памяти у детей

Развитие памяти у детей Память — это достаточно сложный процесс, состоящий из трех стадий. На первой мозг записывает информацию, получаемую через органы чувств, на втором сохраняет ее в виде энграммы (памятный след, который создают все клетки головного мозга). И уже на третьей стадии воспроизводит эту информацию.

Как научить ребёнка защищаться?

Как научить ребёнка защищаться? Психологи считают, что учить ребёнка защищаться нужно в первый год его жизни. Конечно, ему не объяснишь такие сложные понятия в столь раннем возрасте, но кроха всему учится в своей семье на примере взрослых.

Какую игрушку подарить ребенку?

Какую игрушку подарить ребенку? Все родители стремятся создать подходящие условия для развития ребенка. Игрушки играют в этом очень важную роль, но не все. Чтобы польза была максимальной, нужно выбирать игрушку исходя из особенностей характера ребенка.

Когда появляется материнский инстинкт

Когда появляется материнский инстинкт С понятием материнский инстинкт более менее разобрались, теперь попытаемся ответить на вопрос, когда же он возникает. Начнем с опровержения распространенного мифа, что материнский инстинкт появляется еще до беременности, по крайней мере, у идеальной мамы, а что касается плохой, так он и вовсе отсутствует.

Детские одноразовые подгузники: польза или вред?

Детские одноразовые подгузники: польза или вред? После появления детских одноразовых подгузников большинство мам вздохнули с облегчением. Они настолько упрощают жизнь, что используются практически в каждой семье.

Как научить ребенка ездить на велосипеде

Как научить ребенка ездить на велосипеде Велосипед — та забава, которая приводит всех детей в абсолютный восторг. Лишить ребёнка такого удовольствия — значит лишить его детства.

Отец и отчим

Отец и отчим Н е всегда в семьях все складывается благополучно. Иногда люди перестают испытывать нежные чувства друг к другу, и наступает кризис семейных отношений.

Развитие ребенка 11 месяцев

Развитие ребенка 11 месяцев Показатели развития. Ребенок научился достаточно хорошо ориентироваться в пространстве – садиться, вставать, нагибаться. Он может стоять без опоры и начинает ходить.

Что должен уметь ребенок до года?

Что должен уметь ребенок до года? Развитие каждого малыша индивидуально. Поэтому освоить какие-либо навыки он может как раньше, так и позже своих ровесников. И не стоит беспокоиться по этому поводу.

Как научить ребенка принимать решения

Как научить ребенка принимать решения Принимать правильные решения ребенок учится с раннего детства: когда слушает сказки, смотрит, как поступают родители…. Но в сказках всегда все просто: бросил прутик (яблочко, платочек) и пошел в указанном направлении, не задумываясь о правильности своего решения.

Методика Сесиль Лупан, как самый демократичный вариант обучения

Методика Сесиль Лупан, как самый демократичный вариант обучения Методика Сесиль Лупан — весьма демократичная и душевная теория, которая скорее рассказывает о способах естественного и разностороннего развития ребенка, нежели о реальных методах жестокого воспитания.

Развитие речи у ребенка до года

Развитие речи у ребенка до года Знакомство с речью у ребенка происходит с первых дней жизни. Но для того, чтобы произнести полноценный звук, ему нужно тренировать речевой аппарат.

Прогулки зимой

Прогулки зимой По мнению ученых дети, родившиеся в холодное время года, отличаются крепким здоровьем и твердым характером. Объясняется это просто: прогулки зимой хорошо закаляют организм и ускоряют все процессы в организме (малютка быстрее растет). К тому же морозный воздух положительно влияет на работу нервной системы, способствует более быстрому ее созреванию.

Условия развития ребенка в семье должны быть…

Условия развития ребенка в семье должны быть… Молодые неопытные родители, воспитывающие первого ребенка, буквально после первого месяца начинают активно искать ответы на следующие вопросы: как научить ребенка сидеть, когда он сделает первый шаг, заговорит, как развивать мелкую моторику, какие должны быть условия развития ребенка в семье, чтобы он развивался правильно? И многие другие.

Воспитание вежливости у ребенка

Воспитание вежливости у ребенка “Спасибо”, “Пожалуйста”, “Извините” – эти слова очень важны в общении. Они помогут решить спорные вопросы, найти компромисс, да и просто наладить хорошие отношения.

Развитие самостоятельности у детей до года

Развитие самостоятельности у детей до года Казалось бы, какая самостоятельность у ребенка может быть до года? Но именно в этом возрасте формируется ее основа. Поэтому важно не упустить момент.

Упражнения на релаксацию для детей

Упражнения на релаксацию для детей Дети с самого своего рождения испытывают определенные стрессы, которые также требуют расслабления, как и у взрослых. Какими бы мелкими и незначительными эти тревоги и расстройства не казались.

Учимся стирать детские вещи

Учимся стирать детские вещи Чем бы не занимался малыш, он обязательно выпачкает одежду. Поэтому, детские вещи стирать приходиться ежедневно, а то и по несколько раз в день. А чтобы вещи были не только чистыми, но и «безопасными» нужно уделить особое внимание выбору порошка.

Что такое материнский инстинкт

Что такое материнский инстинкт Какого-то четкого определения материнского инстинкта просто не существует. Каждый толкует его со своей колокольни: ученые говорят, что во всем виноваты гормоны, психологи ссылаются на подсознание, а историки так и вовсе считают его социальным явлением.

Упражнения для детей с дисграфией

Упражнения для детей с дисграфией Когда мы рассматривали, что такое дисграфия (если еще не ознакомились со статьей — рекомендуем), упоминали, что есть разнообразные игры и упражнения для ее профилактики.

Во сколько дети начинают говорить

Во сколько дети начинают говорить Во сколько дети начинают говорить, когда будут произнесены первые звуки, слова, в каком возрасте их «перекручивание» можно считать нормой, а когда необходима консультация логопеда? Ответы на все эти вопросы интересуют каждую маму.

Как выбрать посуду для ребенка

Как выбрать посуду для ребенка? Конечно, ребенок может есть из любой посуды, главное – чтобы она была чистой, а еда – вкусной и полезной. Но зачастую родителям хочется, чтобы у малыша был свой персональный набор посуды.

Ребенок стесняется знакомиться с детьми

Ребенок стесняется знакомиться с детьми В зависимости от типа темперамента и особенностей воспитания, дети сильно отличаются в своем поведении среди сверстников.

Как носить ребенка на руках

Как носить ребенка на руках? Маленькие дети очень любят находиться на руках у родителей и очень неохотно спускаются оттуда. Конечно, родители иногда жалуются на боль в спине, но с крохой на руках они выглядят особенно счастливыми.

Рейтинг@Mail.ru